#IndieBest2014 #IndieBest2014EC #IndieBest2014ECAlbums
Завершающая часть моей маленькой трилогии в подведении итогов 2014-го посвящена лучшему альбому. Выбор пластинки, которая должна была занять первое место в моем рейтинге, был предрешен еще в августе этого года, когда я прочитала в интернете, что один из "секретных сетов" на фестивале Reading and Leeds отыграл Джейми Трейс.
Новость о том, что этот обаятельный парень из Южного Лондона, растягивающий гласные на провинциальный манер, впервые за пять лет появился на сцене (он дал еще несколько концертов до вышеуказанного фестиваля, но я иду по своей хронологии) и уже в следующем месяце выпускает новый альбом, заставила считать дни до заветного события.
Все мои ожидания относительно Carry on the Grudge (название означает примерно следующее: продолжать держать обиду на то, что могло бы быть уже давно забыто) сводились к эмоциональным речитативам, талантливо документирующим аспекты жизни резидентов больших городов, минималистичному музыкальному сопровождению и общей атмосфере свободы и юности — как это было на первых двух альбомах, Panic Prevention (2007) и Kings & Queens (2009).
Но все оказалось совсем иначе. В период своего отсутствия Джейми пребывал в глубокой депрессии, факт которой был обозначен в прессе без особых подробностей. Известно только, что все это время он не переставал писать песни, которых к тому моменту, когда он два года назад все же решил перебраться из дома в студию для работы над третьим альбомом, накопилось более 180 штук — и все они были не закончены.
Заручившись знаменитым советом Деймона Албарна "not to give a f*ck what anyone thinks", Джейми стал совершенствовать как музыкальную составляющую своего творчества, прибегнув к разучиванию чужих песен для лучшего понимания их структуры и добавив элементов блюза, ска-фанка и регги, так и текстовую — в его лирике появились более философские темы жизни и смерти, любви и предательства, счастья и безысходности.
Строки "I'm sweating in a carcass/ I've given up on me", "I'm carrying my casket", "I'm sick to my bones" из Turn on the Lights как будто призваны передать его психологическое состояние в годы изоляции от публики. Эта тема приобретает гротескную форму в песне Peter, посвященной его внутреннему альтер-эго — "Sometimes I feel like there's someone in my head" — занижающего его самооценку: "Peter doesn't like your band/ Peter says you're all sound bland".
Но есть среди 12 песен, попавших в финальную версию альбома, и менее драматичные вещи, такие как сингл Zombie, с его грустным юмором: "Apart from the frightening/ The moaning, the biting/ He seemed to be a nice guy" или колющие сердце строки о любви во втором треке: "Don't you find some of the time/ There is always someone on your mind/ That shouldn't be at all".
К 28 годам Джейми Трейс пережил многое в своей жизни, побывал на самом пике своей карьеры и стремительно упал с него вниз, в затягивающую пучину собственных темных мыслей. Единственным действенным способом освобождения от личных демонов стало перенесение их на бумагу — в тексты песен, которыми он смело поделился с миром. На этом этапе может возникнуть справедливый вопрос — а что с этого всего будет слушателям? Цитируя журналистку Дженни Стивенс, отвечаю — "Его дар состоит в том, что он может передать именно то, что ты чувствуешь, до того как ты поймешь это сам".